— Прим. – Я знаю Михалкова очень давно, потому что еще в 1970-е годы работал с его отцом (поэт и писатель Сергей Михалков. — Комнаты наших съемочных групп находились рядом в экспериментальном творческом объединении «Мосфильма». «Антенны»), писал сценарии, по которым снял несколько фильмов, — делится с «Антенной» режиссер Александр Стефанович. Не было, наверное, ни одной стены в женских общежитиях СССР, где не висел бы портрет Никиты. Будучи совсем юным, он очень удачно дебютировал как актер в комедии «Я шагаю по Москве». У Никиты был абсолютный культ старшего брата. Его старший брат Андрей Кончаловский уже был знаменитым режиссером, другом Данелии и Шпаликова — режиссера и сценариста этого фильма. В его жизни это соперничество сыграло огромную роль. Он боготворил Андрея, но и хотел догнать и перегнать.

Никита с четвертого курса Щуки перешел на второй ВГИКа, в мастерскую выдающегося режиссера Михаила Ромма. Сначала Михалков учился на актера в Щукинском училище, но оттуда его отчислили за непосещаемость, а не посещал он, потому что снимался в «Я шагаю по Москве». Причем забрали по анекдотичной причине: он закрутил роман с дочкой члена Политбюро, а когда любовь закончилась, написал ей письмо, которое попало в руки охранников папы девушки. Окончив вуз, хотел сразу запуститься на «Мосфильме», но тут его забрали в армию за две недели до истечения срока призыва по возрасту. При этом он сам попросил отправить его в самую дальнюю точку — и его определили на Камчатку матросом Тихоокеанского флота. И Никита загремел в армию прямо со съемочной площадки.

Вся правда о Михалкове: невероятные истории, произошедшие за 75 лет

Во время службы он участвовал в зимнем переходе с Камчатки на Чукотку. Жизнь Михалкова — целый роман. Там он потерялся, практически умирал, замерзая. Они шли через непроходимую тундру зимой в минус 62 градуса. Этот эпизод говорит об его уникальном характере, силе воли и жажде жизни. Чтобы выжить, отнял собак у ехавшего навстречу охотника-каюра, наставив на него ружье, и добрался на них до ближайшего жилья.

Надо сказать, мосфильмовские старожилы встретили его настороженно: они — асы своего дела, а тут сынок из богатой и знаменитой семьи. Вернувшись на «Мосфильм», он приступил к съемкам своего режиссерского дебюта — «Свой среди чужих, чужой среди своих» — и уехал в экспедицию в Грозный. И те, кто не хотел ему подчиняться на съемочной площадке, на поле били его по ногам и посылали куда подальше. Почувствовав это, Никита придумал ловкий номер: предложил киногруппе в конце рабочего дня вместе играть в футбол. Про него стали ходить легенды, какой он потрясающий парень, как с ним здорово работать. И что вы думаете, Никита вернулся из экспедиции кумиром мосфильмовцев! Они прошли с ним практически через все фильмы, теперь это заслуженные и народные артисты, а тогда это были молодые ребята, которых нашел Никита. Кроме того, на этой картине он собрал команду мечты — оператора Лебешева, художника Адабашьяна, композитора Артемьева. Все актеры мечтали попасть к нему. А еще он нашел артистов-дебютантов — Александра Калягина, Сергея Шакурова, Юрия Богатырева. Он создал шедевры. У него снимались и Гурченко с Мордюковой, и Марчелло Мастроянни. Джек приезжал к нему в гости на дачу. Гениальный американский актер Джек Николсон заказал копию его драмы «Раба любви» для личной коллекции, и они стали друзьями.

Он удостаивался и «Золотого льва» в Венеции, и «Золотой пальмовой ветви» в Каннах. Слава Михалкова вышла за пределы страны, и его картины получили высшие премии на международных фестивалях. Иной режиссер мечтает получить хоть одну из этих статуэток, а у него их столько, что занимают целую стену в доме! И высшей награды — «Оскара» за «Утомленных солнцем».

Никита и обожаем, и ненавидим, и все признают его выдающийся талант. Но чем больше успех, тем больше завидуют коллеги. Товарищество. После развала СССР Михалков основал первую частную киностудию «ТриТэ» («Творчество. В декабре выйдут «Серебряные коньки», которые тоже побьют все рекорды. Труд»), где и снимал сам, и продюсировал ленты других режиссеров — «Экипаж», «Легенда № 17», «Движение вверх» — все лидеры проката.

Первым указом увеличил в два раза собственную зарплату, а вторым — перечислил ее в Дом ветеранов кино. Кроме того, Михалков — председатель Союза кинематографистов России. Однако Никита на чрезвычайном съезде ответил на все пункты обвинения, и кинематографисты устроили ему овацию и оставили руководителем. Враги и завистники пытались свергнуть его с поста в 2007 году, обвинив во всех смертных грехах.

Два года назад у него обострилась спортивная травма, из-за которой его шесть раз оперировали. Он боец, которому нужно ввязаться в драку и обязательно победить. При выписке врач рекомендовал ему полгода только лежать. Он 38 часов провел в коме. Вот такой неугомонный характер! Но через две недели наш герой прислал мне фото из спортзала, где выжимает штангу, а через месяц Никита уже скакал на коне.

Он выкарабкался из болезни, счастлив, бодр, полон творческих планов, весь в работе. Видел его три дня назад, а только что долго разговаривал по телефону. Желаю ему здоровья, удачи и продолжения съемок драмы «Шоколадный револьвер».

— У нас сложилась полудетская-полуюношеская компания, в которую входило довольно много народу: Володя Грамматиков, Андрей Юренев, ныне покойные Вика Федорова, Иван Дыховичный. – Мы одногодки, я его всего на два месяца старше, так что мы росли и играли вместе, — рассказывает «Антенне» актер Александр Адабашьян.

Они приятельствовали, позже через него и я познакомился. У родителей моего одноклассника Алексея Шашкова была дача на Николиной Горе, там же, где и михалковская. Уже тогда он знал, что станет актером, занимался в детской студии при Московском драматическом театре имени Станиславского, а я готовился к Строгановке. Лидерские качества, необходимые для режиссера, у Никиты проявились еще в детстве, он рос заводилой. Студентам запрещалось сниматься, так как считалось, что это разлагающе действует на молодой творческий организм. С этого все началось: он поступил в Щукинское, а когда его оттуда исключили за съемки, перешел во ВГИК. Во время учебы во ВГИКе и после окончания он приглашал меня в качестве художника-декоратора.

Андрей Алексеевич категорически отказывался, отшучивался, что у него больше ничего не вырастет, что он уже старый, и предлагал сделать монтюр — фальшивую лысину. Помню, на съемках «Обломова» ему потребовалось, чтобы знаменитый актер Андрей Попов, высокий, красивый, для роли слуги главного героя Захара побрился наголо. Можно было, конечно, потребовать от актера, подписавшего договор, в приказном порядке выполнить тот пункт, где он обязуется свой внешний вид привести в соответствии с ролью по указанию режиссера. В театре эта условность проходит, а в кино не годится. Тогда Михалков придумал: в номер гостиницы, где жил Андрей Алексеевич, пришла гримерша Ирочка — якобы примерить бакенбарды, а через несколько минут вошли ассистент по актерам Сережа Артамонов, Никита и я. Но это означает конфликт — и как после этого работать? Попов обреченно посмотрел на нас, махнул рукой и сказал Ирочке: «Брей под Котовского». Все трое — бритые наголо. По счастливому совпадению у нее при себе оказалась электробритва.

Очень часто участники группы снимаются в эпизодах тех фильмов, на которых они — неважно в каком качестве — работают. Я играл эпизодические роли во многих фильмах Михалкова. Все его картины можно расставить по хронологии исторических событий страны: «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Сибирский цирюльник» — дореволюционные времена, «Свой среди чужих, чужой среди своих» — Гражданская война, «Утомленные солнцем» и «Цитадель» — Великая отечественная, «Родня» — современность. Есть у него и любимые актеры, например, Елена Соловей, покойные Юрий Богатырев, Николай Пастухов, Олег Табаков, которые сыграли в его фильмах центральные роли. Хотя все они делались в разное время, но ни одной из них сегодня не нужно стыдиться и объяснять, мол, такое было время, меня заставили… Любой фильм можно смотреть, при каком генсеке он бы ни снимался, и каждый отражает его отношение к миру и жизни, которое кардинально не поменялось.

Я был в Петербурге, когда они играли один из спектаклей на площадке БДТ. Он сейчас занимается своей академией, где регулярно выпускает «Метаморфозы» — учебно-театральные постановки по коротким рассказам Бунина и Чехова — и ездит с ними на гастроли, собирая полные залы. Это одновременно и спектакль, и мастер-класс: Михалков присутствует на сцене, перед каждым отрывком или после него объясняет зрителям, какая конкретная задача ставилась перед актерами в каждой из работ. Очень интересная работа, которой с удовольствием занимаются молодые ребята и девчонки. Для зрителя это очень интересно: он просил поднять руку тех, кто пришел не первый раз, и это оказалась добрая половина зала. И они могут тут же сравнить с результатом.

Созванивались дня два назад. Вживую, к сожалению, видимся реже, потому что и у меня, и у него своя работа, а тут еще пандемия. Никита как был патриотом, так им и остался. С ним всегда интересно поговорить. Поддерживает огромное количество людей через свой фонд и, никогда этого не афишируя, устраивает нуждающихся в больницу, кому-то помогает деньгами. Он всегда делает только то, в чем искренне уверен, а не на потребу дня.

Он не участвует в праздной светской жизни, не бывает на тусовках, не мелькает в телевизионных ток-шоу, на что уходит огромное количество энергии. Никиту хватает на все, потому что он умеет правильно распределять свое время, не тратить его на пустяки и пустопорожние развлечения.

— Хотя однажды я рассмеялась в прямом эфире, и он говорил позже, что в этот момент увидел совсем другую Грачеву. – До академии Никита Сергеевич видел меня только по телевизору и знал как строгую ведущую новостей, — вспоминает его выпускница, телеведущая Екатерина Грачева. Сначала прошла тур вокала, пластический, нас слушали другие театральные педагоги. Когда узнала, что он набирает актеров, загорелась поступить. Когда он увидел меня на третьем туре, то был очень удивлен, поскольку я не актриса по образованию. И после серьезного «фильтра» нас осталось десятка два человек, которые дошли до Михалкова. Зачем тебе все эти репетиции по ночам, гастроли, зачем начинать все с нуля?» Тогда прочитала монолог Сонечки из повести Марины Цветаевой. «Ты уже утвердилась в своей профессии. Почти вечность. Долгая пауза. «Ну что ж, должен вас расстроить: вы больше не новостная ведущая в моих глазах. Ну или мне так показалось. Я эти слова запомню на всю жизнь. Вы актриса».

Большего комплимента и представить было трудно. Позже, когда мы ставили спектакль по прозе Бунина и Чехова «Метаморфозы», после одной из репетиций он подошел и шепнул на ухо: «Ты вылитая Гурченко: и по характеру, и по тому, что я вижу на репетициях».

Я получила у него уникальный актерский опыт, когда он ставил с нами спектакль. Никита Сергеевич широко известен как кинорежиссер, и немногие знают его как гениального театрального режиссера. Мы все — его труппа — этого ждем с нетерпением, у зрителей появится возможность увидеть работу Михалкова — театрального режиссера. Сейчас идет полная реконструкция Государственного театра киноактера, который будет одной из самых продвинутых площадок России.

Не с помощью модных режиссерских фокусов и прикрываясь костюмами, светом, эпатажем, а с помощью работы с актером. В «Метаморфозах», которые играют уже шестой сезон, Никита Сергеевич возродил все лучшее из школы Станиславского и Михаила Чехова. Есть потрясающий художник Юрий Леонидович Купер, который придумал проекции на сетки, расположенные перед артистами и за ними. Долгой, кропотливой, психологической. Реквизита и мебели минимум. Колышутся деревья, оживают улицы, наполняются особым «эфиром». Это настоящая магия. По-моему, это смесь лучшего из театра и кино.

По прозе Бунина и Чехова спектаклей не ставят. Такого театра в нашей стране нет. Никита Сергеевич работает с таким литературным материалом, который знают и ценят во всем мире. Мы знаем Чехова-драматурга по его пьесам, а его рассказы незаслуженно игнорируются российскими режиссерами. Такого тоже нет в нашей стране. Он создал такую систему отбора актеров из разных регионов, при которой актеры с первым профильным образованием попадают к нему на повышение квалификации. Я считаю огромным счастьем выходить на сцену в его спектаклях.

Он может зайти на репетицию в зал в 10 утра и выйти в 10 вечера, а на столе только чай весь день и мед. Его студенты — это его любовь. Хотя знаю — все с Божьей помощью. Не знаю, откуда он берет столько сил и энергии. Он прислушивается к мнению самых разных людей. Немногие знают, что во время прослушиваний может присутствовать и священник. На гастролях или после премьеры мы все собираемся полным составом в ресторане: отмечаем премьеру, делимся эмоциями, получаем обратную связь. Педагог он строгий, но справедливый.

И любой, кто обратится, будь то актер, гример, постановщик по свету, будет услышан. Никита Сергеевич — человек, к которому можно обратиться с любой проблемой или просьбой. Он никого не ставит ниже или выше других. Все имеют абсолютно равный доступ к нему и почти отцовское покровительство.

— Самое главное, что я вынесла из его занятий, это то, что даже взмах ресниц — это важно. – Он настолько тонкой души человек, что чувствует неосязаемое — то, что в произведениях обычно написано между строк и что нужно долго анализировать, — добавляет другая его выпускница, актриса Екатерина Кабак. Это говорит о нем не только как о педагоге, но и как о человеке, который так живет и ощущает мир вокруг. Такие маленькие нюансы, как когда человек моргает или неровно дышит, это то, из чего строится весь персонаж. Ты понимаешь, что можешь ничего не говорить — он все равно поймет, что с тобой происходит и как передать это настроение. Он чувствует тонкие настроения, которые витают в воздухе чуть ли не на уровне энергетики. Таких людей очень мало, но мы все бессознательно стремимся найти такого человека, который бы так воспринимал тебя и мир вокруг. Это очень ценно и манит к себе, будто магнит. Потрясающе даже просто находиться рядом с ним.

Мне он не казался настолько тонким по телевизору. До встречи с Никитой Сергеевичем у меня сложился совсем другой образ его. Он магически притягивал к себе. Я пришла поступать не со слишком большим желанием, но во время собеседования просто влюбилась. Когда я ждала результатов, я все еще сомневалась, хочу я пойти или нет. Он был очень человечным, как очень родной дедушка. Все остальные же идут на трехмесячный испытательный срок и если проявят себя, то будут учиться дальше. Но тут вышел организатор и сказал, что Никита Сергеевич изначально хотел набрать 25 человек, но набрал только 15, из которых он уверен только в девяти, что хочет работать с ними целый год. После этого я точно решила, что хочу учиться у него. Для него важно не количество, а качество, и он знает, кого ищет. Нас действительно было девять, с кем сразу подписали контракт, а все остальные проявляли себя три месяца. Такие люди уважают себя и могут много дать миру, а не размениваются.

Я придумала соорудить его картонную фигуру в полный рост и подарить ему во время представления. Как-то у нас был капустник, посыл которого заключался в том, что даже когда Михалкова нет рядом, он все равно здесь. Фигуру нельзя было сложить, и огромный картонный Михалков сидел рядом со мной в самолете, в Америке я везде с ним ходила. Однако мне пришлось по работе лететь в Лос-Анджелес, и я взяла Никиту Сергеевича с собой. Он это увидел и улыбнулся. А когда мы с ним вернулись, то все ребята написали на нем пожелания, и он остался жить с нами в академии. Решил отвезти нас в дорогие для себя края, и все прошло очень душевно. И организовал наш выпускной у себя на даче!

Желаю также сил все это делать. В юбилей желаю ему, чтобы вдохновение было рядом и накрывало с головой, наполняя жизнь чем-то новым, чтобы постоянно хотелось творить и идти в мир со своими знаниями, которые мы впитываем как губка на его лекциях и мастер-классах. Никита Сергеевич, мы вас любим!

Народный артист РСФСР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Карьера: снялся в 88 фильмах, снял 29 фильмов.

Дети: Степан (род. Семейное положение: с 1973 года женат во второй раз, на модели Татьяне Михалковой. в 1974-м), Артем (род. в 1966-м), Анна (род. в 1986-м). в 1975-м), Надежда (род. в 1992-м), Василий (род. Внуки: Александра (род. в 2000-м), Сергей (род. в 1999-м), Андрей (род. в 2002-м), Наталья (род. в 2001-м), Петр (род. в 2011-м), Иван (род. в 2002-м), Нина (род. в 2013-м), Александр (род. в 2013-м), Лидия (род. Правнук: Федор (род. в 2020-м). в 2018-м).