Когда же творчество не приносит денег, их приходится зарабатывать иными путями. Профессия художника, как и любая из профессий, должна обеспечивать художнику существование. Сегодня, чтобы выжить, содержать дом, оплачивать учебу моих студентов и аспирантов в Академии имени Штиглица, я занимаюсь фарфоровыми изделиями, оформляю балеты, пишу пьесы для театра. Я работал годами чернорабочим, днем греб снег, ночью писал картины.

Яркий пример этому – Ван Гог. – Зачастую художник опережает свою эпоху. Разумеется, и я зачастую сталкиваюсь с непониманием и неприятием моих поисков в искусстве. Из тысячи гениальных работ при жизни была продана лишь одна. Быть понятным всем – значит быть никем. Это меня не удивляет и не огорчает.

Легендарному Шемякину – 75: топ самых известных работ скульптораЛегендарному Шемякину – 75: топ самых известных работ скульптораЛегендарному Шемякину – 75: топ самых известных работ скульптора

Неподготовленный человек во всем этом путается. Сегодня рождаются новые виды искусства: видеоарт, инсталляция, перформанс, стрит-арт. Чтобы многое понять и научиться отличать хорошее от плохого, надо заниматься самообразованием.

Легендарному Шемякину – 75: топ самых известных работ скульптора

Можно взять грязный носок, обмотать им башмак, залить сверху чернилами, и если большая и модная галерея решит сделать из вас восходящую звезду, то через пару лет ваше «произведение» будет продано на аукционе «Сотбис» за пару миллионов долларов. Сегодня популярно так называемое актуальное искусство, которое зачастую не требует профессионализма, понятий о гармонии цвета, композиции.

Приглядимся к народным игрушкам, сарафаны, кокошники – любо-дорого, недаром они выставлены сегодня в музеях. А мы еще удивляемся, что мы зачастую уродливо одеваемся, покупаем безвкусные игрушки из пластика. А сегодня мы плывем в слащавой безвкусице. Высочайший вкус был у русского народа.

В каждом ребенке заложено чувство гармонии, эстетики. Все зависит от воспитания, общей культуры. Недавно я прочел статью под названием «Эстетический вызов Японии». И если бы мы правильно воспитывали вкус детей, они бы с юных лет понимали искусство. И с первого класса дети изучают народные диалекты, чтобы не утратить богатство своего языка. В обычной школе японский ученики четвертого класса различают легчайшие, тончайшие оттенки 240 цветов!

Многие едут на природу наслаждаться цветом, а на самом деле – абстрактной картиной: пятно желтое, красное, оливковое. Любой человек любит абстрактную живопись и, возможно, даже не подозревает об этом. Человек живет в мире цветовых пятен.

В том числе абстрактное. Нужно учиться понимать искусство. Это один из сложнейших видов искусства, требует чутья, знания композиции, цвета.

Все очень просто. Меня иногда спрашивают: «А что такое абстрактная скульптура, что она означает?» Отвечаю: «Но вы тоже любите абстрактную скульптуру. – «Собираете камни, которые вам понравились?» – «У меня коллекция камней, интересная форма такая...» – «Так вот, вы держите миниатюрную абстрактную скульптуру. Бываете на пляже?» – «Да». Вы же не все камни берете мешками, вы смотрите: вот эта форма на вас действует».

Поэтому популярны инсталляции. У людей есть любопытство, желание разгадать непонятное. И зритель начинает размышлять. Старый башмак, разрезанная книга, облитая как будто кровью. У каждого своя фантазия, которую пробуждает искусство.

Я не люблю разговоров о месседже. Как понять, что хотел сказать художник своей работой? Иногда никакой мысли и нету, но зато вы можете придумать что-то свое.

И не важно, хорошо ли рисуешь, владеешь ли колоритом – больших галерейщиков это не интересует. Сегодня серьезному художнику жить и творить очень сложно. Им надо продать то, что пользуется спросом.

Одни знают и любят искусство. Коллекционеры тоже разные. Олигархи хотят быть модными, казаться умными и современными. Другие следуют моде, это открывает им двери в закрытые «высоколобые» сообщества.

Китайские художники сегодня стоят десятки миллионов долларов. На престижных аукционах «Сотбис» и «Кристис» картины современных русских художников встретишь не часто, и по сравнению с ценами на современных западных художников довольно скромные цены. Поскольку китайское правительство решило и сумело раскрутить «своих».

Я же твердо верю в колоссальный потенциал русских художников и убежден, что прорыв в искусство будущего состоится в России. И сегодня Америка диктует, что хорошо и что плохо в искусстве.

Должна быть специальная программа, как в Америке, например. В России нужно, чтобы правительство заинтересовалось этой проблемой. Правительство вкладывало колоссальные деньги в, как говорят сегодня, раскрутку своих художников и скульпторов, и чтобы создать имидж американца как суперинтеллектуала. Несколько лет назад я подарил Владимиру Путину книгу «Холодная культурная война», о том, как американцы продвигали свое изобразительное искусство на международный рынок. Весь мир знает, кто такой Энди Уорхол, на нем делаются миллиарды. Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист, Том Вессельман, Рой Лихтенштейн стали первыми американскими художниками – поп-артистами.

Нет, они не глупые. Неужели люди такие глупые, чтобы тратить на это деньги? Во-вторых, те, кто покупает этого несчастного разрезанного поросенка, прекрасно знают, что через два года или через пять лет на аукционе он будет продан уже за 25 миллионов. Во-первых, нужно же заработать эти десять миллионов, это только в России можно наворовать.

Одна половина – 5 миллионов, и вторая столько же, обе 10 миллионов – самый дорогой поросенок в мире. Меня иногда спрашивают: как можно купить за 5 миллионов долларов разрезанную пополам свинью в формалине?

Поэтому сегодня не «коллекционируют», а «инвестируют». Ни один банк не дает такие проценты, как перепродажа предметов искусства.