Стать «взрослым» значит перейти на эти ступени и получить черты, связанные с мудростью и «социальной взрослостью». Доктор Роберт Кеган гарвардский психолог создал свою «теорию взросления», согласно которой взрослые проходят через пять отдельных этапов развития. Другими словами, когда ты становишься увереннее в себе, контролируешь свои привычки, а также способна управлять собственными отношениями и социальными факторами только тогда можно считать тебя взрослой личностью.

Во взрослой жизни таких четких рамок нет разве что навязанный социумом формат «выйти замуж родить детей копить на старость». У детей есть отдельные этапы развития и ритуалы, поэтому чаще всего мы знаем, что нас будет ожидать, когда мы будем старше. Чем старше мы становимся, тем труднее понять, где мы находимся и где хотим быть, и совсем не ясно, как себя оценивать по навыкам ли, статусу или духовным качествам?

Как понять, повзрослела ли ты

Они заботятся о том, как другие их воспринимают, но только потому, что это восприятие может иметь конкретные последствия. Люди второго этапа рассматривают всех как средство удовлетворения своих потребностей. Например, друзья, находящиеся на втором этапе, не лгут друг другу из-за страха возмездия, а не потому, что они ценят честность и прозрачность в отношениях.

Как понять, повзрослела ли ты

Чаще всего мы находимся на стадии перехода между этапами или ведем себя по-разному с разными людьми, например, отношения с коллегой могут быть на четвертом этапе, а с партнером на третьем. Тем не менее большинство из нас около 65% никогда не становятся полностью взрослыми, застревая на третьем этапе из пяти. Вот краткое описание каждого этапа, которое позволит тебе определить свое место в системе взросления.

Как понять, повзрослела ли ты

Все поступки и мысли обусловлены свободным воображением и импульсивными поступками, и к подростковому возрасту этот этап благополучно завершается. Этот этап охватывает все состояние детства когда личность только формируется.

На нем основное внимание уделяется собственным потребностям и интересам. Чаще всего с таким этапом справляются в подростковом возрасте, но существуют люди, которые никогда не проходят через этот этап по оценкам Кегана, около 6% всего взрослого населения.

На данном этапе требуется постоянная внешняя проверка, например, студент не может быть уверен в том, что действительно освоил предмет, пока не сдаст экзамен. Люди на третьем этапе берут много личной ответственности за то, как все нас воспринимают, и тратят много энергии, чтобы не ранить чьи-то чувства.

Пример: человек не будет изменять не потому, что это противоречит его личным ценностям, а потому что слишком боится наказания. На втором этапе человек следует каким-либо правилам, философии или идеологии из-за системы наград и наказаний, а не потому, что они действительно в них верят.

Если на втором наиболее важными были личные потребности и интересы, на третьем появляется приоритет идей, норм и убеждений людей вокруг нас. На третьем этапе наше самосознание формируют внешние источники. Все чаще промелькивают мысли: они подумают, что я выгляжу глупо. Впервые мы начинаем ощущать себя как функцию того, как нас воспринимают другие.

Он может отличить собственное мнение от навязанного и способен следовать своему курсу. Человек осознает себя как отдельный субъект с мыслями, чувствами и убеждениями, независимыми от стандартов среды. Теперь человек берет на себя ответственность за личное состояние и эмоции, и несмотря на то, что он постоянно меняется все еще остаются некоторые вещи, с которыми трудно совладать.

Каждый сосредоточен на ожиданиях окружающих и своих социальных ролях, а не на своих желаниях. Если возникает конфликт между двумя разными культурами или просто конкретными людьми, человеку третьего этапа сложно ответить на вопрос, чего он на самом деле хочет.

На нем человек может определить, кто он есть на самом деле, и не быть определяемым другими людьми, отношениями или окружающей средой. До этого этапа, по словам Кегана, добирается 35% взрослых.

Он видит сложности жизни, использует все свои возможности и открыт для создания своей новой идентичности. Каждый человек на этом этапе является авторитетом для себя и желает работать с авторитетом других. Человек пятого этапа может одновременно следовать нескольким идеологиям и смотреть на вещи с разных точек зрения. Жизненные обстоятельства меняются вместе с личностью.

Это немного напоминает о буддистской концепции эволюции собственного «я», которое находится в постоянном движении. На пятой стадии развития чувство собственного достоинства не привязано к каким-либо ролям, а постоянно создается путем изучения своей личности и оттачивания взаимодействия с окружающими.

Проблема заключается в том, что мысли, которые он высказывает, часто смешиваются с мыслями близких людей, которые стоит отделить в своем сознании. Слушай внутренний голосКаждый из нас время от времени слушает внутренний голос, затрачивая энергию на то, что о нас могут подумать. Задавай себе вопрос: как должны выглядеть отношения между партнерами? Самый простой способ сделать это быть любопытным по отношению к себе и относиться к вещам критично. В каких случаях можно врать, а в каких нет? Почему ты так думаешь? Что тебя мотивирует? Чего ты хочешь для себя?

Уменьшай разницу между тем, как ты себя ощущаешь и как поступаешь. Принимай решения, которые согласуются с твоими потребностями и ценностями. Если ты хочешь серьезных отношений, но встречаешься только с теми, кто на это не готов такую область своей жизни нужно изменить.