Heroine собрал тексты, которыми вдохновлялся Гуаданьино, и фильмы, которые стоит увидеть, если тебя заинтересовала новая «Суспирия». Погружайся в мир ведьм, мистики и безумных танцев.

В прокат вышел фильм «Суспирия» — ремейк легендарного триллера Дарио Ардженто от не менее легендарного режиссера Луки Гуаданьино, снявшего «Зови меня своим именем». Картина рассказывает историю американки, которая приезжает, чтобы попасть в танцевальную труппу мадам Макрос. Главные роли исполнили Дакота Джонсон и Тильда Суинтон.

Почитать:

Жуткое – Зигмунд Фрейд

Основная идея психоаналитика в том, что людям становится страшно не от встречи с неизвестным и непонятным, а наоборот – от столкновения с тем, что мы хорошо знаем.

Эту статью Фрейд написал в 1919 году. В ней он рассматривает феномен человеческого страха.

Термин Фрейда «Жуткое» (нем. «Unheimlichkeit») позже заимствовали в своих статьях многие исследователи.

На примере новеллы Эрнста Амадея Гофмана «Песочный человек» Фрейд разбирает механизм создания «жуткого». В основном это объекты, похожие на людей, но по ним нельзя однозначно сказать, живые они или мертвые. Это куклы, двойники, призраки, роботы, восковые фигуры. На таких образах и построено большинство фильмов ужасов.

LTI. Язык третьего рейха – Виктор Клемперер

Свое исследование Клемперер писал сразу после войны – в 45-46 годах. За основу взял свои же дневники, которые вел, пока жил в еврейском гетто. Писатель обращал внимание на лексику, которую использовали СМИ, слова в объявлениях, фразеологические особенности разговорной речи в обществе того времени.

Книга немецкого филолога Виктора Клемперера рассматривает особенности языка в Третьем рейхе.

Статья «Образ шабаша ведьм и его истоки» появилась в «Анналах» в 1984 году. В ней он изучает ночные сборища ведьм и колдунов и то, как их оценивали современники.

Клемперер показывает, как менялся язык и как он влиял на массовое сознание.

Образ шабаша ведьм и его истоки – Карло Гинзбург

Итальянский историк Карло Гинзбург специализируется в основном на изучении социальной истории и религиозных представлений в Европе конца Средних веков – начала Нового времени.

Образ ведьминского шабаша — один из ключевых в «Суспирии», поэтому поклонникам фильма стоит обратить внимание на книгу Гинзбурга.

Основная мысль, которую излагает Гинзбург, – изначально ведьмы воспринимались в массовом сознании нейтрально, а возможно, даже положительно. Люди считали, что колдунья может помочь им связаться с потусторонним миром. Позднее из-за действий инквизиции к ведьмам стали относиться с ненавистью и страхом.

Посмотреть:

Суспирия, 1977

Сюжет «Суспирии», как ни странно, был навеян диснеевской «Белоснежкой». Жуткий эффект в картине 1977 года создается в основном за счет угнетающей музыки и контрастной цветовой палитры – кроваво-красной, ярко-синей, сочетания золотого и черного.

Разумеется, мы не могли не сказать об оригинале. Критики называли фильм Дарио Ардженто вершиной его творчества.

Лука Гуаданьино увидел постер «Суспирии» в 11 лет, а уже в 13 посмотрел сам фильм. Картина так впечатлила мальчика, что он долгие годы мечтал снять ремейк на нее.

Не будем подробно углубляться в отличие оригинала от ремейка, чтобы не спойлерить. Тем более у тебя есть возможность сравнить их самой.

Страх съедает душу, 1974

Это одна из самых известных работ Фасбиндера. За основу картины взят сюжет классической мелодрамы «Все, что дозволено небесами».

Этот фильм не имеет отношения к ужасам. С «Суспирией»-2018 их объединяет только то, что это тоже ремейк. Еще одна причина, по которой «Страх» оказался в этой подборке: Гуаданьино признавался, что вдохновлялся работами и интервью провокатора нового немецкого кино Райнера Вернера Фасбиндера.

Выпускники академии танца готовят прощальное шоу. На последней репетиции они принимают наркотик, и танец превращается в нечто мистическое и ужасное. Посмотреть трейлер и подробнее узнать о фильме ты можешь здесь.

«Страх съедает душу» — это еще и хорошее терапевтическое кино об отношениях. Немолодая уборщица заводит роман с молодым гастарбайтером из Марокко. Все против их союза: от героини отворачиваются дети, соседи шепчутся по углам, а владелец магазина отказывается ее обслуживать.

Экстаз, 2018

«Суспирии» не повезло выйти в одну осень с еще одним триллером, в котором большое место занимают танцы, – картиной Гаспара Ноэ «Экстаз». Хотя показаться похожими они могут только на очень поверхностный взгляд.

Видела ли ты ремейк «Суспирии» и какие у тебя впечатления от фильма?