Понятно, что лучший способ почтить память любимого писателя — это, конечно же, снять с полки одну из его книг и в энный раз ее перечитать. Целых 129 лет тому назад — 15 мая 1891 года — родился Михаил Булгаков. Но книги-книгами, а кино тоже никто не отменял. У кого-то это будет "Мастер и Маргарита", у кого-то — "Белая гвардия" или "Роковые яйца", или же… В общем, тут можно перечислить все, что написал Михаил Афанасьевич. Мы приготовили для вас пять булгаковских экранизаций, о которых вы вряд ли знали!

Булгаков и кино. Пять экранизаций, о которых вы, скорее всего, не знали!

Неожиданно, потому что мультфильмы и Булгаков вроде как несовместимы. Неожиданно, но это мультфильм! Когда смотришь "Хорошо забытое старое", понимаешь: "Вот как надо было снимать "Мастера и Маргариту"! Но в том-то и дело, что лишь "вроде как"! Яркий, сочный, энергичный и увлекательный. Не делать смехотворно нелепые спецэффекты, не пускать в кадр актеров из убогого "мыла", а просто снять мультсериал.

Булгаков и кино. Пять экранизаций, о которых вы, скорее всего, не знали!

При этом сценарист Владимир Валуцкий позволил себе изрядно похулиганить, введя в действие... Именно таким получилось "Хорошо забытое старое", где довольно-таки трэшевая идея Булгакова (таинственный луч, увеличивающий насекомых до гигантских размеров) вдруг заискрилась совершенно новым огнем. И еще — сцены, в которых большевики сражаются… с насекомыми-вонючками, вам точно запомнятся. Дракулу, Фантомаса и Франкенштейна, которые не только не испортили картину, но и внесли в нее правильную нотку безумия. А чего стоит сам профессор, повадками напоминающий картавого вождя революции. Они прекрасны! Нет, это определенно шедевр!

Рассказ довольно короткий, и режиссер Алексей Праздников не стал "размазывать" его на стандартные хронометражные полтора часа. Это история психически больного человека, которого преследуют "разрушительные" воспоминания из его недавнего прошлого: резня гражданской войны и гибель младшего брата. Картина идет чуть меньше сорока минут.

И в двух картинах его героям судилось сидеть в психлечебнице. Что интересно, главную роль в "Истории" сыграл Александр Галибин, много позже ставший Мастером в "Мастере и Маргарите" — неудачной экранизации Владимира Бортко.

Причина проста — найти эту картину не то, чтобы в нормальном, а хотя бы в сносном качестве — проблема. Этот фильм о похмельном писателе и его мефистофелеподобном редакторе (в берете Воланда) смогут посмотреть только самые ярые фанаты Михаила Афанасьевича. Но картинка там просто ужасна. Нет, скачать на трекерах "Красный остров" вполне даже можно. И при этом, не смотря на, казалось бы, несмешиваемое смешение произведений писателя, умудрился сохранить фирменный "булгаковский" дух и его убийственную иронию. А жаль, фильм получился по-хорошему фантасмогоричным, сочным и с "придумкой".

Знаменитый булгаковский цикл рассказов впервые был экранизирован в 1991-м (в картину вошли рассказы "Полотенце с петухом", "Стальное горло", "Тьма египетская", "Вьюга", "Морфий"). Нет, это не сериал с Дэниелом Рэдклиффом 2012-го года. Это было время, когда советская империя летела в тартарары, и на фильм Михаила Владимировича Якжена мало кто тогда обратил внимание.

Кино вышло беспросветно мрачным. И если сериал с Рэдклиффом — особенно первый сезон — несмотря на всю свою трагичность, отчаянно смешной, то фильм Якжена словно макнули в "Черный квадрат" Малевича. Кругом все черное, коричневое и серое, а других цветов природа словно никогда и не создавала. Ощущение, словно герой фильма — земской врач Бомгард — живет в условиях вечной Полярной ночи. Что ж, такое "прочтение" рассказов тоже имеет право быть.

И пусть скроет его от меня. Цитата: "Дождь льет пеленою и скрывает от меня мир. Он не нужен мне, как и я никому не нужен в мире".

Прообразами главных героев послужили основатели Художественного театра Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко (за это критики называли роман не иначе как "пасквиль на МХАТ"). В основе сюжета — история постановки во МХАТе пьесы "Дни Турбиных" (в романе и фильме — "Черный снег"). Среди писателей (не под своими именами) выведены Валентин Катаев, Алексей Толстой, Юрий Слезкин и многие другие.

Ей явно не хватило "эмоционального накала", чтобы "выстрелить" и заслужить массовое признание зрителя. Экранизация получилась интересной, но несколько суховатой. И это при том, что "Театральный роман" (он же – "Записки покойника") — одна из самых веселых книг Михаила Афанасьевича.