Сразу предупреждаем – это не весело. Мы составили подборку из 10 интеллектуальных артхаусных картин о российской действительности, которые стоит посмотреть. Авторское кино, как и любое подлинное искусство, – скорее работа, чем развлечение.

Однако мы против мейнстрима и шаблонов. Ругать современный российский кинематограф, как и все отечественное, в приличном обществе считается хорошим тоном. Просто в масскульт им дорога, как правило, заказана. При всех недостатках, у нас в стране есть самобытные художники.

10 лучших примеров российского авторского кино

Мы являемся причиной этих недостатков. Имеет смысл понимать, что все недостатки русского кино взялись не с потолка. Люди это разные: Михалков, Серебренников, Муратова, Сокуров, Звягинцев. Я за диалог – диалог с людьми, которые делают кино. У нас молодая, недавно существующая кинематография. Диалог как попытку смотреть и понимать, а не критиковать и топтать, скептически ухмыляться. У нас есть выбор: принимать или не принимать участие в этом процессе обучения. Она только начинает ходить и разговаривать. Я за то, чтобы принимать,

10 лучших примеров российского авторского кино10 лучших примеров российского авторского кино

Постепенно мальчик затягивает в свое мракобесие всю школу и доводит ситуацию до катастрофы. В основе сюжета картины «Ученик» – история о молодом человеке, который стал религиозным фанатиком.

10 лучших примеров российского авторского кино

Это критическое изображение реальности, ее осмысление, обнажение болевых точек общества. Сами режиссеры отмечают, что большая часть России – идеальные декорации для артхауса. Российский артхаус обвиняют в однобокости и «чернушности» – за то, что он освободил себя от функции только лишь приносить удовольствие. Даже самое отвлеченное кино, снятое в них, обретает социальный подтекст.

10 лучших примеров российского авторского кино

Здесь нет готовых истин, тщательно прожеванных и положенных зрителю в рот. По мнению Антона Долина, отличительной чертой авторского кино является то, что оно требует активного восприятия.

Приходите вы, например, в зал, а там ничего. Что происходит с вами в авторском кино? И течет вода. Показано, как герои полчаса плывут на лодке и даже не разговаривают. Вас не пытаются каким-то специальным образом завоевать. Ясно, что вас не пытаются подкупить. И это может бесить, а может быть ужасно интересным. Автор вообще, скорее всего, разговаривает сам с собой. Вы становитесь активным участником этого разговора, в то время как голливудские блокбастеры не оставляют вам возможности активного участия. Вы проникаете в голову другого человека и начинаете с ним разговаривать, по-своему на это реагировать. Аттракцион есть аттракцион.

А может, разозлишься на режиссера за невнятную концовку. Это кино, после которого ты, возможно, почувствуешь себя умнее. Может, даже задумаешься о чем-то вечном и действительно важном. Или вдохновишься вплывающими в бесконечно длинный кадр российскими пейзажами потрясающей красоты.

Ученик, 2016, Кирилл Серебренников 1.

Если знакома с этим человеком только по новостным заголовкам, советую обратить внимание на его работы. К сожалению, имя Кирилла Серебренникова сейчас больше известно в связи с его участием в уголовном деле о хищении средств, выделенных на проект «Платформа».

Его, кстати, тоже стоит прочесть. Картина снята по одноименному роману Алексея Иванова.

Картина получила премию Европейской киноакадемии за лучшего композитора, премии Каннского кинофестиваля, Ники и других престижных конкурсов. Фильм был более чем благосклонно принят критиками и собрал много положительных отзывов в мировой прессе.

Географ глобус пропил, 2013, Александр Велединский 2.

В центре сюжета – хрестоматийная история о жизни учителя в провинции, роль которого великолепно исполнил Константин Хабенский. Умная, красивая, ироничная картина. При этом школьного в фильме не так много – самое интересное происходит во время сплава по живописной реке Усьва в Пермском крае.

Велединский снимает картину — по форме комедийную, по сути глубоко трагическую — на стыке жанров: «Доживем до понедельника» встречается тут с тем понедельником, который начинается в субботу, «Географа» много хвалят и будут хвалить, и это как раз не радует, потому что фильм-то не про добрых и простых людей, и сила его не в том, что о быте русского интеллигента в провинции впервые за много лет рассказали умно, профессионально и смешно.

Дурак, 2014, Юрий Быков 3.

Елена, 2011, Андрей Звягинцев 4.

У обоих есть дети. Немолодая Елена сожительствует с обеспеченным предпринимателем Владимиром. У Владимира – беззаботная дочь Катя, не создавшая семьи и настаивающая на бессмысленности продолжения рода. У нее – инфантильный апатичный Сергей, который просиживает диван, инстинктивно размножается и совсем не думает, как прокормить семью.

Отдельно была отмечена работа художника-постановщика, создавшего декорации заброшенной деревни Монамур на реке Мана в Красноярском крае. Картина собрала семьдесят призов на международных кинофестивалях.

Картину признали лучшей на церемонии «Золотой орел», работу режиссера отметили «Никой» и другими кинонаградами. Мелодраму о классовом расслоении в современной Москве – «Елену» – увидели в 45 странах, в том числе США, Польше и Франции.

Сибирь. 5. Монамур, 2011, Слава Росс

С мальчиком случается беда, и старик вынужден идти через тайгу к людям, которых он презирает. Драма о жизни деда-старовера и его семилетнего внука в глухой сибирской тайге. Очень красивое кино о том, что милосердие выше справедливости.

Жить, 2012, Василий Сигарев 6.

В основе сюжета – три истории, герои которых переживают смерть близких. Автор картины пытается говорить о том, что высказать невозможно. Каждый из них сам решает, как жить дальше.

Внезапно с героиней происходит странная метаморфоза – у нее вырастает хвост. Сюжет – что-то среднее между Кафкой и Линчем: жительница небольшого приморского городка работает в зоопарке, дни проводит серо и однообразно.

Картина тяжелая, но, на удивление, жизнеутверждающая. По мнению критиков, только дурак назовет фильм «Жить» чернухой.

Зоология, 2016, Иван Твердовский 7.

Учитывая то, каким историческим событиям предшествует происходящее в фильме, взаимодействие героев воспринимается по-особому. Нет батальных сцен, все построено на внутренних ощущениях русского и немецкого человека. Перед войной немецкие инженеры работают на заводе в западной части СССР, где общаются с советскими специалистами.

Все умрут, а я останусь, 2008, Валерия Гай Германика 8.

До съемок картины Германика специализировалась только на документальных лентах. Картину называли одним из лучших отечественных фильмов года, который «впечатляет любого, хотя и не всем нравится».Кино о взрослении трех девятиклассниц через опыт личного несчастья. «Все умрут, а я останусь» тоже сделана предельно достоверно – при съемках практически не использовались операторские рельсы и прочее стабилизирующее камеру оборудование, почти во всех сценах девочки пили реальный алкоголь, драки тоже были настоящими.

Милый Ханс, дорогой Петр, 2015, Александр Миндадзе 9.

24-летняя Илана помогает отцу в гараже. Действие происходит в 1998 году в Нальчике. Позже ночью выясняется, что молодую пару похитили.Сюжет основан на реальной истории, произошедшей на Северном Кавказе во время чеченской войны. Однажды вечером вся семья собирается отпраздновать помолвку ее младшего брата Давида.

Теснота, 2017, Кантемир Балагов 10.

Фильм вошел в программу «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, был встречен овациями и назван «возрождением киноиндустрии» в России. На успех, который получила картина, похоже, не рассчитывал даже сам автор.